Друиды Друиды в Контакте






Ветви традиции



"Аран многих оленей - море омывает его плечи - остров, где вскормлены многие воины, где синие копья становятся красными;
отважные олени на его скалах, спелая клюква среди его вереска, студеная вода в его потоках, плоды на ветвях его дубов,
борзые там и гончие псы, там ежевика и терновник с темными ягодами, жилища там у лесных опушек, а в дубовых рощах пасутся олени, лиловый лишайник покрывает его скалы, трава зеленая без изъяна растет на его склонах, приятен вид его утесов, где скачут молодые олени и танцует форель;
широки его пашни и тучны его свиньи, приятны его луга - вот рассказ, которому стоит верить, спелые орехи с верхушек его лещин падают на палубу кораблей, проходящих вдоль его берегов.
Как прекрасно там в погожую пору, когда форель приходит в ручьи, когда чайки перекликаются, сидя на белых утесах. Во все времена прекрасно на островах Аранских"

В Уладском цикле единственным сопоставимым стихотворным текстом можно назвать лишь плач-ламентацию любящей женщины по возлюбленному, который осужден на смерть.

Таким образом, если Уладский цикл в целом прежде всего героический, то Цикл финна, или Лейнстерский, носит, скорее, романтический характер. Текст саги "Разговор стариков", к примеру, пронизан сожалениями о минувших временах, наполнен грустными воспоминаниями о счастливых днях, когда герои фианы были молоды, полны сил и вели вольную жизнь в лесах.

Итак, три главных цикла ирландской эпической традиции можно, как нам кажется, соотнести с тремя классическими типами проявления человеческой личности - мыслью, волей и чувством. Если центральные персонажи Мифологического цикла проявляют в первую очередь мудрость и знание, а Уладского - силу воли и стремление к власти, то отличительной чертой героев повестей о фиане является "человеческое тепло".

7
Ирландские повести, традиционно относимые к Историческому, или Королевскому, циклу, содержат гораздо меньше магических элементов, чем повести мифологические, они менее насыщены героическим духом, чем саги Уладского цикла, и менее романтичны, чем рассказы о фиане. Хотя все названные качества так или иначе присутствуют в них, ни одно не может быть названо отличительной чертой данной группы повестей. Эти повести не столько о королях, сколько о королевстве как идее, об основании династий, об их смене, о судьбах королевских домов в разных областях Ирландии. Рассказы об отдельных королях, достаточно известных и значительных, таких, как, например, Конайре Великий, Конн Ста Битв, Кормак Мак Арт, Ньяль Девять Заложников или Домнал сын Аэда, будут в дальнейшем проанализированы особо. Пока же мы сосредоточим внимание на повестях, где королевская власть изображается как символическое бракосочетание короля и государства.

В пору своей юности Ньяль (Девять Заложников) и четыре его единокровных брата - Бриан, Фиахра, Айлиль и Фергус, - получив от кузнеца оружие, отправились на охоту, чтобы испытать его. Заблудившись в лесу, юноши разожгли костер и стали жарить убитую дичь, а Фергуса послали на поиски питьевой воды. Он подошел к колодцу, который стерегла ужасная на вид старуха, и попросил разрешения набрать воды. В ответ старуха сказала, что разрешит сделать это только в обмен на его поцелуй. Юноша отказывается и возвращается к братьям без воды. Остальные братья по очереди отправляются за водой, видят старуху, узнают о ее условии, но только Фиахра соглашается на "легкий поцелуй". За это она обещает ему "часть власти в Таре", что означает, что двое из его потомков (но никто из потомков трех других братьев) будут королями. Затем настает очередь Ньяля. Оказавшись перед тем же выбором, он не только целует старуху, но и делит с нею ложе. Когда он вновь смотрит на нее, он видит, что она превратилась в прекраснейшую женщину. "Кто ты?" - говорит юноша. "О король Тары, - отвечает она, - я - Власть. С этой поры вовеки пребудет власть у тебя и твоего потомства". Затем она отсылает его к братьям, и он не дает им воды до тех пор, пока они не обещают ему вечное старшинство над ними и право поднимать оружие на пядь выше их.

В повести о других пяти братьях, сыновьях короля Даре, Власть также предстает ужасной старухой и превращается в прекрасную даму благодаря соитию с тем, кому назначено стать королем. Было предсказано, что сын Даре получит верховную власть в Ирландии и что имя его будет Лугайд. Король Даре дал это имя всем пятерым своим сыновьям, но друид сказал ему, что наследником его станет лишь тот, кто поймает золотого оленя, который появится в зале собраний. Когда это случилось и все бросились ловить оленя, на пятерых братьев и на других присутствующих опустился волшебный туман. Лишь Лугайду Лайгде удалось схватить оленя, и ему же пришлось в дальнейшем разделить ложе со старухой, олицетворяющей Власть.

Взаимоотношения между ирландскими королями и королевской властью часто изображаются как брак, и не случайно поэтому инаугурационная церемония оформляется как свадебное торжество. Страна - женщина, супруга короля, но до бракосочетания она - старуха или женщина с помутившимся рассудком. После соединения с королем облик ее подобен "алому лишайнику на скалах Лейнсгера, кудри ее как лютики Брегона, а зеленый ее плащ не имеет изъяна".

Есть свидетельства, что Медб, королева Коннахта, также отчасти была олицетворением Власти. Дочь верховного короля Тары, она, как считается, вышла замуж за короля Конхобара, но "от гордыни" покинула мужа против его желания. После этого она сочеталась браком поочередно с Тинде сыном Коннры Каса, с Эохайдом Далой и с Айлилем сыном Мата, причем каждый из них становился королем Коннахта. Кроме них, у нее было много любовников, "поскольку было в ее обычае, чтобы тень одного мужчины падала на другого". Считается, что Эохайд Дала получил титул короля "с согласия Медб при условии, что он станет ее мужем". Ирландская традиция упоминает и о другой Медб - королеве Лейнстера, Медб Летдерг ("полукрасная" или "красная с одной стороны"), дочери Конана из Кулы. Она была поочередно женой девяти королей Ирландии, включая отца Конна, его сына Арта и Кормака сына Арта. "Велика была сила Медб над мужами Ирландии, ибо не мог стать королем Тары тот, чьей супругой она не была". Так, когда умер Арт, "его сын Кормак не мог стать королем Ирландии, пока Медб не соединилась с ним"

8
В этой книге мы не уделяем особого внимания обширному пласту литературы, называемому "жития святых", хотя отдельные святые и фигурируют как самостоятельные персонажи в некоторых сагах Исторического цикла и Цикла фианы. Роль, которую святые играют в этих повестях, да и в самих житиях (ученых, судей, пророков, властителей сил природы и плодородия), во многом сопоставима с ролью дохристианских друидов, хотя последние исполняют при Племенах богини Дану функции "колдовских дел мастеров". Сюжетный фон ирландских житий обнаруживает много общего с эпическими памятниками, но все же содержит элементы, не имеющие параллелей ни в традиции, ни в Библии. Сравнительное изучение житийной литературы в Ирландии, как нам кажется, покажет, что эти тексты в значительно меньшей степени, чем принято считать, обязаны своим рождением монашеским поделкам. Здесь мы ограничимся лишь одной иллюстрацией, взятой из ирландского жития cв. Молинга.




 
« Анналы королевства Ирландии

Rambler's Top100